Проектная деятельность в начальной школе

Для чего нужна научная деятельность в начальных классах?
Ответ прост – это способствует выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка. Дети испытывают естественную потребность к новым знаниям, они любознательны от природы. И это необходимо стимулировать и направлять в нужное русло. Ребёнок учится видеть проблему, выстраивать простейшие гипотезы, анализировать и сравнивать. Кроме того дети учатся задавать вопросы: корректно и грамотно. И, наконец, ребёнок начинает позиционировать себя как исследователь, он учится выдвигать собственные идеи и правильно их защищать. Все эти умения очень актуальны для современной школы. Это способствует конкурентоспособности на интеллектуально рынке в дальнейшем, а также затрагивает аспекты социализации школьника.
При этом совершенно не принципиальна новизна предмета исследования. То есть сначала дети работают над уже давно доказанными вещами. От обычной учебной деятельности это отличается тем, что ребята не удовлетворяются констатацией фактов, а сами проходят путь познания и делают выводы. В начальной стадии исследовательской деятельности важен сам процесс познания.

На какие результаты направлена исследовательская деятельность?
Научные открытия не становятся здесь самоцелью. Для самого ребёнка важен собственный труд, удовлетворение от поиска ответа на вопрос. Его увлекает процесс, в ходе которого он учится новым для себя приёмам познания и обучения. Учитель же оценивает успешность и эффективность работы по следующим критериям: ребёнок приобретает качественно новые навыки работы с информацией, он учится ставить цели и планировать свою работу. Кроме того, научная деятельность влияет на расширение кругозора ребят, уровень эрудиции, развитие различных типов мышления. Немаловажно то, что дети приобретают новый опыт публичных выступлений.

Какие формы работ следует использовать?
Инструментарий учителя, выступающего в роли научного руководителя довольно разнообразен. В том числе это относится и к выбору форм работы. Главенствующую роль занимает столь важная для ребёнка этого возраста игра. Именно в процессе игры дети наиболее образно, ассоциативно и предметно запоминают большую часть информации. Это обуславливается мотивацией и подкреплением природной любознательности ребёнка. Объясняя суть каких-то явлений или процессов, учитель проводит практическое занятие. Это может быть построение элементарного опыта или эксперимента. Обязательными должны быть занятия в компьютерном классе. В арсенале педагога остаются и традиционные беседы и дискуссии.

Какие задачи ставит учитель?
Учитель ставит перед собой ряд задач, которые помогут ему составить программу и обозначить стратегию работы:
• развитие у учащихся мышления, внимания, памяти. Развитие в частности таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение;
• знакомство с методами исследования, отработка некоторых из них;
• обучение навыкам оформления исследования;
• развитие культуры речи, устного публичного выступления;
• усовершенствование навыков работы с компьютером и использования в работе информационных технологий.

Как выбрать тему для научного исследования?
В этом вопросе важно учитывать мнение ребёнка. Обычно учитель имеет представление об интересах и склонностях ребёнка. Он может направить его, подсказать тему. Кому-то из ребят нравятся предметы естественного цикла, кому-то подойдёт другой вариант – социально значимые темы. Не стоит ограничивать выбор ребёнка. Довольно удачным является опыт совместных исследований. То есть учитель формирует небольшое научное сообщество, представленное классным коллективом, которое работает над одной проблемой. Для того, чтобы первое исследование получилось ярким и интересным всем ребятам, не берите сложную предметную тему. Так, можно остановить выбор на теме: «Как выглядит современный богатырь?». Это исследование преследует две цели: ознакомление с понятием «богатырь» и его представление в творчестве и искусстве, а также – составление собирательного образа современного богатыря. В процессе этой работы ребята не только вникнут в темы, которые проходят поверхностно, но и научатся основам интервьюирования и анкетирования.

Актуальность исследовательского движения
Сегодня исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению. Многие педагоги называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.

Что такое персональный проект?
Персональные проекты по системе IB (International Baccalaureate- Международный бакалавриат)
Отличительная черта данной программы — направленность на формирование у учащихся навыков самообучения, способности к самостоятельной исследовательской работе. Одним из основных средств достижения этих целей является выполнение каждым учащимся в течение учебного года персонального проекта. В большинстве случаев персональный проект принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Помимо такой формы презентации, учащиеся могут выполнить проект и в других формах (учебное пособие-макет, организация выставки или концерта, творческая работа по искусству).
Проектом руководит учитель — супервайзер, который не отвечает непосредственно ни за процесс его выполнения, ни за продукт, но создает систему условий для качественного выполнения проекта учащимся.
Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения на расширенных семинарах преподавателей и методистов, работающих по программам IB. Характерно, что из восьми критериев, по которым оценивается проект, семь описывают процесс работы над проектом и только один — собственно продукт. Ключевым моментом процесса оценки результатов проектной работы является развитие у учащихся навыков анализа собственной деятельности. Широко распространено самооценивание, цель которого — осмысление собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>