Что надо знать о проектах

Г.Э. Лессинг: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Стандарты второго поколения ставят задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.

Проектная деятельность содержит:

  • Анализ проблемы
  • Постановка цели
  • Выбор средств ее достижения
  • Поиск и обработка информации, ее анализ и синтез
  • Оценка полученных результатов и выводов

Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). 

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проектный метод направлен на

  • развитие критического мышления:
  • умения работать с информацией
  • работать в коллективе;
  • владеть культурой коммуникации.

 

Проект (от лат. рrojectus, букв.- брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план.

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся

Практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма конечного продукта при этом разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Интернет.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Проект — это «пять П»:

  1. Проблема (что вызвало интерес к данной теме)
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт:
    • анализ данных социологического опроса;
    • атлас, карта;
    • атрибуты несуществующего государства;
    • бизнес-план;
    • буклет;
    • видеофильм;
    • выставка;
    • газета, журнал;
    • действующая фирма;
    • законопроект;
    • игра;
    • книга;
    • коллекция;
    • костюм;
    • модель;
    • музыкальное произведение;
    • мультимедийный продукт;
    • оформление кабинета;
    • постановка;
    • праздник;
    • прогноз;
    • система школьного самоуправления;
    • справочник;
    • сравнительно-сопоставительный анализ;
    • статья;
    • сценарий;
    • танец, песня, стихотворение;
    • учебное пособие;
    • чертёж;
    • экскурсия.

5. Презентация.

Виды презентаций проектов

Презентации учебных проектов могут быть проведены в виде:

    • деловой игры — научного доклада;
    • демонстрации видео-отчета, фильма, продукта, исследования, выполненного на основе экспедиции, информационных данных;
    • пресс-конференции;
    • диалога исторических персонажей;
    • путешествия или литературных альманахов;
    • рекламы персонажей;
    • ролевой игры;
    • защиты на Ученом Совете;
    • соревнования;
    • спектакля;
    • игры с залом;
    • спортивной игры;
    • научной конференции;
    • экскурсии.

 

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.

Требования к учебному проекту — совершенно особые.

Требования, в общем простые, и главное из них – «исходи из ребёнка». Все темы должны быть посильны пониманию ученика. Чем меньше ребёнок – тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только незамысловатые проекты.

Для направления деятельности учеников была разработана памятка.

Памятка начинающему исследователю.

  • Выбери тему исследования
  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

 

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Паспорт проектной работы

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Учебные ДИСЦИПЛИНЫ, близкие к теме проекта.
  4. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  5. Тип проекта
  6. Заказчик проекта.
  7. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  8. Задачи проекта
  9. Необходимое оборудование.
  10. Аннотация
  11. Предполагаемые продукт(ы) проекта.
  12. Этапы работы над проектом

 

Виды презентаций проектов могут быть различными, например:

  • Игра с залом.
  • Научный доклад.
  • Отчет исследовательской экспедиции.
  • Пресс-конференция.
  • Путешествие.
  • Реклама.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>